Союзпетрострой - Санкт-Петербургский Союз Строительных Компаний
Союзпетрострой - Санкт-Петербургский Союз Строительных Компаний
 
Союзпетрострой - Санкт-Петербургский Союз Строительных Компаний
 

Поиск по сайту:
Web souz.conon.ru

Полезные ссылки:






Распечатать данную страницу (версия для печати) распечатать

Нынешние правила госзакупок существуют для того, чтобы зажимать рынок

01.12.2014

«Получение разрешительной документации сегодня превращено в хождение по мукам», -высказывает свое мнение председатель совета директоров ЗАО «СМУ-53» Виктор Евдокимов в интервью газете «Строительный Еженедельник». «Нынешние правила госзакупок существуют для того, чтобы не помогать, а зажимать рынок. Мне непонятно, зачем нужны такие правила».

- Чувствуете ли вы на своей компании влияние кризиса, о котором говорят участники строительной отрасли?

- Я согласен со своими коллегами в том, что 2015 год будет гораздо сложнее в плане работы, чем текущий. Низкая покупательная способность населения, растущий дефицит бюджета Петербурга, снижение объема инвестиций в экономику города, нежелание банков давать кредиты на приемлемых условиях напрямую влияют на рынок подрядного строительства инженерных сетей. Уже сегодня кредиты очень дорогие, но и их банки мало кому дают, а собственные оборотные средства есть не у многих игроков на рынке. По опыту компании «СМУ-53» отмечу, что мы довольно сильно зависимы от бюджетных средств, так как являемся крупным игроком в отрасли и постоянно должны участвовать в госзаказе, чтобы иметь возможность выполнять большой объем работы. Частные инвесторы в принципе не заинтересованы в серьезной инженерной подготовке территории. В основном этим занимается сам город. А если у него нет денег, значит, и у нас настают тяжелые времена.

- Два года назад эксперты говорили, что доля инженерных сетей, требующих перекладки в Петербурге, составляла 40%. Изменилась ли эта цифра, по вашим оценкам, за последние годы?

- Петербург, безусловно, нуждается в большом объеме перекладки инженерных сетей, на это нужно очень много денег. Но сложность заключается в том, что даже те средства, которые сегодня заложены в городском бюджете, осваиваются на 30-40%. Причина проста - постоянная перестановка в органах исполнительной власти. У нас каждый год меняются вице-губернаторы, курирующие энергетическую сферу, председатели комитетов, руководители ГУПов. Возможно ли нормально построить работу энергетического сектора Петербурга, если так часто меняется руководство в профильных ведомствах и организациях? Нет. Уходит председатель комитета, а вместе с ним все те его коллеги, кто владеет ситуацией. В такой ситуации участникам энергетического рынка Петербурга невозможно правильно организовать работу. Если раньше нас приглашали в Смольный на встречу с вице-губернаторами примерно раз в две недели, то за последние два года не было ни одной подобной встречи. Это говорит о степени заинтересованности городской администрации в реализации адресной инвестиционной программы (АИП) в энергетической отрасли. Надо понимать простую вещь: средства, выделенные из бюджета города по данной статье, значительно подешевеют на следующий год - объекты станут дороже. Деньги нужно тратить здесь и сейчас. А при нашей системе освоения бюджетных средств невозможно добиться результата. Все, что сегодня делается в плане перекладки и нового строительства инженерных сетей, происходит благодаря тому, что строителям надо жить и работать, поэтому они вопреки всему строят. Посмотрите, сколько объектов возводится без разрешительной документации. Сегодня ее получение превращается в хождение по мукам. Кроме этого, наличие разрешения на строительство на руках - это не есть факт начала работ. Дальше идет распоряжение об ограничении движения, с которым ты бегаешь по инстанциям по полгода, - его нужно согласовать с Комитетом по транспорту, ГИБДД, ГУ ДОДД и т. д.

- Если сравнивать саму стройку и процесс согласований, то как они соотносятся по времени?

- Приведу пример. По газопроводу на Серпуховской ул. мы получали различные разрешения три года, а построили объект за год. Есть еще такое понятие, как частные территории, владельцев которых не найти. А мы обязаны получить от них согласования, потому что рядом с их территорией прокладываются сети.

- Насколько широк рынок компаний, которые сегодня в городе способны строить и перекладывать инженерные сети?

- В городе есть с десяток крупных компаний по инженерии, которые составляют конкуренцию «СМУ-53». Они способны выполнять большой объем работы, достигать значительных успехов в обновлении инженерного хозяйства Петербурга и новом строительстве. К сожалению, мелким компаниям на этом рынке трудно, практически не выжить. В госзаказах они точно не могут участвовать, так как нужно предоставить банковскую гарантию обеспечения выполнения контракта. Каким образом мелкая компания может предоставить такое обеспечение, если у нее ничего нет? Получается, что она будет шельмовать, чтобы его получить. А отсюда и все проблемы, которые есть.

С другой стороны, существующие правила госзакупок направлены на то, чтобы снизить стоимость контракта, а не получить высококвалифицированного исполнителя. Они существуют для того, чтобы не помогать, а зажимать рынок. Мне непонятно, зачем нужны такие правила.

- 57 лет - это длительный срок работы для одной компании. Какие принципы помогают «СМУ-53» прочно держать свои позиции на рынке?

- Этому у меня очень простое объяснение. Во-первых, нужно быть порядочным человеком. Это стержень, на котором держатся все деловые отношения. Во многом ничего не получается у тех, кто не сдерживает свои обещания. Заказчик должен выполнять свои обязанности, а подрядчик - свои. В 1990-е годы мы очень много работали с иностранными компаниями. Не было никакой бумажной волокиты. Было два основополагающих момента - договорная цена и график производства работ, совмещенный с графиком финансирования. Деньги мы получали без всякой отчетности по формам КС-2, КС-3 и т. д. Ни о какой коррупции и речи не идет при таком подходе.

Сегодня же по контрактам в Петербурге мы должны сдать многочисленные отчеты, подготовка которых занимает больше времени и сил, чем сами производственные работы на объекте.

О скорости работ сегодня и говорить не приходится, потому что есть АИП, где четко указаны объемы финансирования и сроки. Подрядчик ни больше, ни меньше не может выполнить. В начале года адресная программа представляет из себя следующее - десяток объектов, по каждому из которых финансирование в 1 млн рублей. На всякий случай «втыкают» эти объекты в программу, а потом в середине года начинают искать деньги.

- Какие объекты были в работе у компании «СМУ-53» в текущем году? Есть те, работу по которым особенно хочется отметить?

- В этом году мы ввели в эксплуатацию много объектов. Среди них газопровод высокого давления Ду-800 мм на Благодатной ул. - от Витебского пр. до пересечения с рекой Волковка. Теплотрассы на Парашютной ул. - от ул. Репищева до Коломяжского пр. и на Автобусной ул. (к Коломяжской котельной Ду-1000 мм). Кроме этого, мы построили очень сложный газопровод на Серпуховской ул. - от Обводного канала до Загородного пр. Тяжелая работа, но мы ее оформили и сдали в срок. Еще «СМУ-53» занималось прокладкой газопровода с установкой ГРПБ и подключением к газопроводу высокого давления в особой экономической зоне «Новоорловская».

Также были закончены работы по созданию системы водоотведения города Колпино. Это очень большой контракт, реализация которого длилась три года. Хотя по срокам должны были сделать его за пять лет. Построен водопровод на Бумажной ул. - от Обводного канала до Нарвской площади. Этот тяжелый объект, находящийся в зоне КГИОП, имеет несколько проколов - два под Бумажным каналом и один под наб. Обводного канала.

Все эти объекты компания «СМУ-53» сдала вовремя, без нареканий. Ни по одному из перечисленных объектов срывов по срокам у нас нет. Я не думаю, что в городе есть несколько подрядных компаний, которые могли бы похвастаться большим количеством таких важных объектов, сданных в срок. Это правда, как и то, что в 2015 году в Петербурге с Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению у нас закончились отношения. К сожалению, такая компания, как наша, нынешним руководителям оказалась не нужна.

- С чем это связано?

- Секрет кроется в одном объекте на Новороссийской ул. При заключении контракта по этому объекту с СПб ГКУ «Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса» мы обнаружили существенные недоработки проекта. На 69 млн рублей были не учтены строительно-монтажные работы. Мы написали письмо в «Управление заказчика», что отказываемся выполнять работы в связи с тем, что нужно делать новый проект. Мы полгода ходили по инстанциям, но в конце концов дело закончилось тем, что нам поставили ультиматум: или мы работаем по старому проекту, оплатив из своего кармана объем строительно-монтажных работ, или «СМУ-53» не будет работать в городе. Мы выбрали второй путь. Мы первая компания в Петербурге, которая начала в 1990-е годы закупку строительной техники и технологий на Западе. Мы первыми в городе получили аттестацию ISO-9000. Другие компании пришли к этому только через несколько лет. Мы добились хорошего качества выполнения работ. И в итоге со своим профессиональным коллективом оказались не удел.

- В таком случае на каких объектах сегодня сосредоточит свое внимание «СМУ-53»?

- У нас есть работа, но уже не по госзаказу. Мы участвуем в реконструкции аэропорта Пулково-1. Также мы работаем с компанией «Крафт Фудс Рус», прокладываем газопровод в Сланцах. Недавно подписали договор на перекладку газопровода высокого давления в Московской области. Объем работ составляет 1,3 млрд рублей, но все они за пределами города.

То, что мы ушли, не означает, что это навсегда. Мы и дальше будем участвовать в аукционах, но сегодня они проводятся таким образом, что нас по формальным причинам не допускают до второго этапа, где идет ценовое состязание конкурентов.

- Как защитить объекты госзаказа от некачественных труб, которые, например, уже были в использовании, и их просто начистили пескоструем и теперь продают под видом новых?

- Вспомним «трубное дело». На мой взгляд, это был просто передел рынка. Насколько я знаю, экспертиза не подтвердила факт наличия старых труб. Конечно, эта проблема была, но не в тех объемах, как ее представили. Написали, что убыток города составляет 3 млрд рублей. Но я сразу сказал, что это не реальная цифра. Раньше компании выигрывали тендеры со скидками 40-50%. При таком снижении цены качественно работы выполнить просто нереально. Работы по теплотрассе еле укладываются в себестоимость. Если 1% прибыли получается, то уже хорошо.

А стоимость труб обычно закладываю ту, которая сложилась на момент проведения аукциона. После экспертизы строители получают проект через 2-3 года. 3а это время цены вырастают. Кроме этого комиссия по мониторингу цен отправляем цифры по объему нужных труб на какой- либо завод и запрашивает их стоимость. Увидев такую большую потребность в трубах, завод дает стоимость с дисконтом. Именно эта цена закладывается в общую цену контракта. Но подрядчиков много, и каждый выполняет лишь часть объема работ. И стоимость труб при обращении к поставщикам получается гораздо выше - без скидки.

Сегодня, действительно, в Петербурге проведены очень большие мероприятия, которые исключают прокладку старых труб. Я говорю о крупных проектах. Сегодня это практически невозможно, потому что идет тройная проверка. Но самый главный контроль - это профессионализм компаний. Например, у «СМУ-53» есть своя лаборатория, которая проверяет качество труб. И несколько раз мы сами браковали поставщиков, потому что их продукт не соответствовал качеству.

- Выбор поставщиков сегодня большой?

- Раньше он был обусловлен тем, что поставщик должен быть аккредитован ГУП «ТЭК СПб». Опять же шло подрезание крыльев конкуренции. Например, уже давно московские компании поставляют трубы дешевле, чем местные производители. Но они не аккредитованы у ГУП «ТЭК СПб». Есть надежда, что сегодня эта тенденция изменится, так как поменялось руководство этого ведомства.

- У вашей компании есть какие-то антикризисные инструменты?

- У нас есть некий запас прочности, который помогает нам выживать. В этом году полгода нам вообще не платили деньги в «Управлении заказчика». Но мы спокойно отработали все объекты и сдали их. Мы с оптимизмом смотрим в будущее, мы заключили хорошие контракты, выходим на новый для нас рынок.

В компании «СМУ-53» работают очень квалифицированные сотрудники. Среди молодых специалистов хочу отметить Владимира Евграфова, начальника технического отдела; Ивана Строганова, начальника сметно-договорного отдела; прорабов Романа Сопилова и Андрея Болотова. Очень радует работа и таких сотрудников, как Евгений Дубовик и Ольга Марусова. С такими людьми невзгоды не страшны – выберемся.

Между тем вице-губернатор Петербурга Игорь Албин пообещал "пропесочить" подрядчиков из-за некачественного ремонта и систематических аварий на теплосетях. Нарекания Албина вызвало качество работы сетей в Калининском районе, где конкурсы на проведение работ уже третий год подряд выигрывает одна и та же организация. "Надо разобраться с этим вопросам. Рынок подрядчиков у нас разрушен. Зачем осознанно брать на себя проблему, если знаешь, что работы будут выполнены некачественно?", — цитирует слова Албина ИА «Росбалт». Странно, что вице-губернатор этого не знает.

Ссылка: http://asninfo.ru/



Конон.ру - строительство он-лайн
ЭСИС "Конон.ру", ver. 2.01,
© Санкт-Петербургский Cоюз Строительных Компаний, 2002-2019
  Engineered by:
Supported by:
bquadro.ru
Креативное бюро bquadro.ru

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (30)

The page was last modified: Tue, 02 Dec 2014 04:32:20 GMT